Вход

Версия для слабовидящих

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

История центра

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Республиканский центр экологического образования является многопрофильным разноуровневым учреждением, которое обеспечивает эколого-биологическое дополнительное образование детей, информационное и организационно–методическое сопровождение дополнительного эколого-биологического образования в республике и участие победителей республиканских мероприятий в мероприятиях всероссийского и международного уровней.

История Республиканского центра экологического образования насчитывает более 70 лет.

13 марта 1941 года

В г. Сыктывкаре по решению Наркомзема Коми АССР была создана республиканская станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (Приказ НКП № 85 от 13.03.1941). Станции была выделена площадь в 1 гектар, на которой к концу войны построили теплицу, садовый домик и летнюю веранду. Первым директором Республиканской СЮН стала учительница биологии средней школы №1 г. Сыктывкара Валентина Михайловна Потолицина (13.03.1941- 1971 гг.). Основное внимание было обращено на изучение и внедрение новых, ранее не выращиваемых в Коми АССР, культур. Уже в 1942 г. юннаты начали свои первые сельскохозяйственные опыты – выращивали плодовые деревья и кустарники, овощи, картофель, занимались опытнической работой.

Бурно развивалась натуралистическая работа после войны. Особое внимание было обращено на изучение и внедрение новых, ранее не выращиваемых в Коми АССР, культур.

1946-1947 годы

Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, Министерство сельского хозяйства СССР и ЦСЮН  объявляют конкурс на лучшего юного опытника-растениевода, в котором приняли участие более 200 юннатов республики. Участвуя в этом конкурсе, юннаты установили связь с учеными Коми филиала академии наук СССР (Коми филиал АН СССР). Многие юные опытники были отмечены грамотами и ценными подарками.

1947 год

Совет Министров СССР постановил выделить школам земельные участки площадью от 0,5 до 2 га для выращивания различных сельскохозяйственных культур и проведения опытнической работы. Это постановление имело большое значение для развития юннатского движения в республике. В 1948 году насчитывалось 42 учебно-опытных участка, где занималось более 500 юннатов.

1948 год

В республике начинает развиваться садоводство. Руководил работой юных садоводов Константин Артемьевич Попов. Осенью этого же года в г. Мичуринске состоялся слёт садоводов, на котором присутствовали и делегаты от Коми. 

1948 – 1949 годы

В школах развивается работа по выращиванию молодняка сельскохозяйственных животных. Особенно хорошо была организована эта работа в Выльгортской и Тентюковской средних школах.

1949 год

На РСЮН организуется учебная пасека, начал работать кружок пчеловодства. Руководитель кружка Филипп Антонович Гирко – большой любитель и энтузиаст. В хорошие летние месяцы от 30 пчелосемей получали до 600 кг мёда.

1950 год

В г. Сыктывкаре состоялся 1-й Республиканский слет юных натуралистов. На нём были подведены итоги работы на пришкольных участках, в юннатских кружках и намечены новые задачи. В этом же году в г. Москве открывается Всесоюзная  сельскохозяйственная выставка. В 1954 году станция уже участник ВСХВ и  первыми её участниками от республики были члены звена овощеводов: Безносикова Ада, Фролова Роза, Сердитова Тамара, Выборова Инна, Тасина Света, Цывунина Раиса. Они были награждены бронзовыми медалями, а руководитель кружка Потолицина В.М. – серебряной медалью и именными часами. РСЮН в эти годы становится методическим центром натуралистической и опытнической работы в республике, а многие юннаты - в течение многих лет - участниками и призерами Выставки достижений народного хозяйства СССР.

1954 год

Зарождение ученических производственных бригад и звеньев. Первые молодёжные лагеря по заготовке сена, по уходу за овощами были организованы в Выльгортской, Корткеросской, Ижемской, Визингской, Спаспорубской средних школах и Тентюковской школе №3 г. Сыктывкара.

1963 год

В Сыктывкаре при Коми филиале АН СССР проходил Всесоюзный симпозиум учёных. Учёные посетили участки Визингской и Корткеросской ученических производственных бригад и дали высокую оценку их работе по выращиванию новых силосных культур.

1964 год

В республике действовало 130 ученических бригад и 650 звеньев с охватом 18700 учащихся, за которыми было закреплено 741 га земли. В бригадах школьники овладевали необходимыми сельскохозяйственными знаниями, знакомились с достижениями науки и опытом передовиков, приобретали навыки в различных областях сельскохозяйственного производства. Многие члены ученических бригад впоследствии избрали для себя сельскохозяйственную профессию, стали квалифицированными механизаторами, работниками животноводства, поступили в техникумы и вузы.

1965 год

Год создания школьных лесничеств. Первое школьное лесничество было организовано в Усть—Ухте учителем биологии С.М. Старцевым. В целях улучшения работы УПБ и ШЛ с 1971 года проводятся всероссийские смотры-конкурсы и соревнования.

1971 год

Школы республики включились во всесоюзный  конкурс «Малая Тимирязевка». Конкурс проводили Минсельхоз СССР, редакция газеты «Пионерская правда» и ВАСХНИЛ. Первая Малая Тимирязевка была организована в Усть-Цилемской средней школе, и уже в 1973 году эта школа получила первую премию от ВАСХНИЛ - «Библиотечку юного натуралиста» и коллекцию семян овощных и цветочных растений. За проведение опытнической работы с сельскохозяйственными культурами по заданию учёных Коми филиала АН СССР Дипломом  1 степени Малой Тимирязевки и цветным телевизором была награждена школа-интернат №1 г. Сыктывкара.

1974 год

Школы республики включаются в соревнование «За ленинское отношение к природе» и республиканский конкурс «Лесная аптека» по сбору и заготовке дикорастущего лекарственного сырья. Природоохранительная работа с учащимися ведётся в разных направлениях – это и клубы ЮДП, отряды голубых и зелёных патрулей. Юные натуралисты участвуют во Всесоюзных операциях «Живое серебро», «Муравей», «Подснежник», «Зелёный наряд Отчизны» и других.

1979 год

В Международный год ребенка, юннаты города и республики получили в подарок комплекс зданий на улице Печорской. На новой станции учебные занятия проводились как на открытом грунте, так и в теплице. Кружковцы знакомились с семенами овощных культур, занимались их расфасовкой для школ республики. Получали навыки по уходу за овощами по их посадке, поливу, прополке, пасынкованию томатов, сбору плодов, уборке растений. Поддерживали связь с Институтом усовершенствования учителей и Министерством просвещения. Постоянно выезжали в командировки по проверке преподавания биологии и оказания методической помощи. Ежегодно проводился конкурс учебно-опытных участков.

80-90-е годы

РСЮН - организатор республиканских слетов членов ученических производственных бригад, школьных лесничеств и юных друзей природы, различных конкурсов, выставок и юннатских праздников. Ежегодно в летние месяцы на базе учреждения организуются  лагеря труда и отдыха "Юный натуралист и лесовод", в которых трудились и отдыхали сотни учащихся школ республики – лучшие юннаты.

Лучшие юннаты ежегодно награждались бесплатными туристическими путевками в различные города Советского Союза и в г. Москву на ВДНХ СССР.

90-е годы

Большое внимание стало уделяться экологическому воспитанию и образованию детей.

1994 год

Республиканская станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства переименована в “Коми республиканская станция юных натуралистов” (зарегистрирована Постановлением Администрации г. Сыктывкара № 10/2321 § 70 от 26.10.1994).

2001 год

Республиканская станция юных натуралистов была преобразована в Государственное учреждение дополнительного образования детей “Коми республиканский экологический центр дополнительного образования” (Приказ Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 25.12.2001 г. № 108, зарегистрировано Администрацией муниципального образования «Город Сыктывкар» 05.04.2002 за № 137/2002).

2005 год

Постановлением Правительства Республики Коми от 21.10.2005 г. № 268 Государственное учреждение дополнительного образования детей “Коми республиканский экологический центр дополнительного образования” переименовано в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Коми республиканский эколого-биологический центр”.

После выхода на пенсию первого директора Коми РСЮН В.М. Потолициной РСЮН возглавляли А.А Нестерова, Т.М. Чеусова, Г.В. Черезова, К.В. Герасимов, которые внесли большой вклад в развитие юннатского движения в Республике Коми. 

июнь 2007 года

Название центра изменилось на "Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми Республиканский эколого-биологический центр» (далее Центр)", учредителем которого стало Министерство образования и высшей школы Республики Коми

октябрь 2014 года 

Последовало современное переименование, отражающее цели, задачи и характер деятельности заведения: Государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр экологического образования» (далее Центр)

Сегодня

Государственное учреждение дополнительного образования “Республиканский центр экологического образования” является координационным центром в республике по информационной, организационно-методической, образовательной деятельности в дополнительном экологическом образовании, у которого ярко выражена ориентация на ресурсную поддержку деятельности учреждений дополнительного образования Республики Коми, педагогов дополнительного образования и общественных организаций природоохранной и социально-экологической направленности. Руководит Центром Безносиков Андрей Вячеславович.

В соответствии с направлениями деятельности ГУДО РК «РЦЭО», структура учреждения включает в себя:

  1. учебную часть, состоящую из отдела воспитания и учебного отдела;
  2. хозяйственную часть с её структурными подразделениями: отдел эксплуатации, зоологический и дендрологический парки;
  3. методическую часть, состоящую из отдела организационной работы и методического отдела;
  4. бухгалтерию;
  5. общий отдел.

ГУДО РК «РЦЭО» ориентирован на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей и личностных склонностей.

 Основные задачи учреждения:

  • организационное и научно-методическое сопровождение дополнительного образования направленностей Центра в Республике Коми;
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
  • адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе;
  • формирование общей и экологической культуры детей;
  • организация содержательного досуга детей.

ГУДО РК «РЦЭО» реализует основные задачи дополнительного образования через специально организованный учебно-воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, саморазвитию, самоопределению. Миссия учреждения - формирование осознанного отношения детей к природе, своему дому, своей малой родине; установлению главных жизненных ориентиров обучающихся: доброта, забота, ответственность и поиск.

Республиканский центр экологического образования является многопрофильным разноуровневым учреждением, которое обеспечивает бесплатное эколого-биологическое дополнительное образование детей в возрасте от 4 до 21 года. А так же обеспечивает информационное и организационно-методическое сопровождение дополнительного образования эколого-биологической направленности в республике и участие победителей республиканских мероприятий в мероприятиях всероссийского и международного уровней.

Воспитательная деятельность ГУДО РК «РЦЭО» является важной составной частью образовательного процесса и отличается большим разнообразием используемых форм. Образовательная деятельность Центра осуществляется по четырем направленностям: эколого-биологической, естественнонаучной, художественно-эстетической, социально-педагогической. Ежегодно в Центре реализуется около 30 дополнительных образовательных программ, ориентированных на разные образовательные области, которые позволяют каждому ребёнку выбрать себе дело по душе.

С 2004 года действует Республиканская очно-заочная экологическая школа (РОЗЭШ), в которой под руководством педагогов Центра одаренные дети  из различных районов республики пробуют свои силы в экспериментальном изучении природы родного края.

Школьники самых отдаленных районов республики имеют возможность заниматься в республиканской очно-заочной экологической школе. Значительное внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В объединениях РЦЭО занимаются около 1000 детей.

С 2008 года реализуется республиканский экспериментальный проект “Экология детства” по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация в творческих объединениях Центра современных образовательных технологий позволяет сформировать у обучающихся проектную и исследовательскую компетентность.

Ежегодно обучающиеся Центра становятся призерами и лауреатами различных конкурсов республиканского и всероссийского уровней. В дальнейшем выпускники Центра продолжают свое обучение по профилю в высших или среднеспециальных учебных заведениях России.

Юные экологи Сыктывкара и республики, их педагоги и родители регулярно принимают участие в природоохранных акциях и экологических праздниках, организованных РЦЭО. Наиболее полюбившиеся детям и их родителям праздники «В мире животных», «День Птиц», акции «Кормушка», «Верни лесу чистоту» стали традиционными.

Методическое сопровождение эколого-биологического образования в республике направлено на организацию и проведение республиканских массовых мероприятий для детей и педагогов. Ежегодно сотрудниками центра проводится 10 республиканских конкурсов, слетов, фестивалей, являющихся этапами Всероссийских одноименных мероприятий. Для детей и педагогов республики организуются полевые школы-практикумы, экологические вахты, методические семинары, издается методическая продукция. Основной идеей данной деятельности является распространение и обмен передовым педагогическим опытом.

В структуре Центра работают зоологический и дендрологический парки. На них возложена миссия ресурсной поддержки и координации деятельности различных типов фитоколлекций (садов, участков) и зооколлекций в школах и учреждениях дополнительного образования детей РК.

Зоологический парк РЦЭО является первым и единственным зоопарком в республике. Он самый северный зоопарк в Европе, официально зарегистрированный в Евро-Азиатской региональной Ассоциации зоопарков и аквариумов. Коллекция зоопарка насчитывает свыше 100 видов животных, 7 из которых занесены в Красную Книгу.

В зоопарке имеется террариум, где обитают змеи (тигровый питон, удав, полоз), крокодил, варан, черепахи и др.

Специалисты зоопарка оказывают консультации по вопросам содержания и лечения домашних и экзотических животных.

Коллекция дендропарка насчитывает около 600 видов и сортов растений из различных областей земного шара и Республики Коми. В парке произрастает ряд нехарактерных для территории Республики Коми растений: дуб, орех, инжир, клён, слива, яблоня и др. Коллекция дендропарка насчитывает около 500 видов и сортов комнатных растений. Деятельность дендропарка ориентирована на создание коллекций растений, для сохранения и демонстрации биологического разнообразия дикой флоры различных областей земного шара. Дендропарк активно осуществляет деятельность по выращиванию рассады овощных и цветочных культур для дачников и цветоводов-любителей.

В дендропарке и зоопарке проводятся учебные занятия для обучающихся Центра, организуется исследовательская деятельность детей. Для учащихся города и республики, населения на базе зоопарка и дендропарка ведется большая экскурсионная работа.

Показателем результативности работы педагогического коллектива является успешное участие обучающихся в республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Воспитанники Центра всегда входят в число их лауреатов и призёров. Педагоги и специалисты Центра принимают активное участие в международных, республиканских и городских мероприятиях для работников образования.

В перспективе Центра: развитие и совершенствование его структуры, новых направлений деятельности, востребованных обществом, внедрение инновационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе очно-заочных и информационных.